Выбери свой курс обучения

Транзактный анализ как метод психотерапии

Курс повышения квалификации от учебного заведения «Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы» (Санкт-Петербург) по направлению (Профессиональная деятельность >
Медицина, фармацевтика >
Психотерапия)

Авторы: Ливач Елена Антоновна, кандидат социологических наук.

Продолжительность обучения: 72 часа

Программа предназначена для психологов. Цель изучения дисциплины – формирование целостного представления о теоретических основах транзактного анализа как метода психотерапии, границах применения метода, а также формирование базовых навыков применения основных приемов транзактного анализа.
Взрослые-средний уровень
Взрослые-высокий уровень
Итоговые оценки
Оценки пока отсутствуют
Цена (руб.):
Вариант обучения Описание Цена Опция
Очное 72 часа 6500/курс

Подробное описание обучения по курсу (программе обучения)

Задачи курса:
рассмотреть основные теоретические и этические положения и границы применения транзактного анализа;
ознакомить с теорией личности в транзактном анализе;
рассмотреть основные причины и проявления личностных нарушений с точки зрения транзактного анализа;
сформировать представление о концепции структурирования времени и способах ее практического применения;
ознакомить с понятием «игр» по Э. Берну как форм деструктивного взаимодействия, их функциями и основными типами.
рассмотреть понятие жизненного сценария, факторы его формирования и структуру, а также основные типы сценариев;
сформировать первичные навыки диагностики жизненного сценария клиента;
рассмотреть особенности детского мышления как фактора формирования деструктивных и непродуктивных жизненных сценариев;
дать представление об основных приемах сценарного перепрограммирования;
ознакомить с алгоритмом заключения контракта с клиентом по К. Штайнеру.

Описание системы обучения по курсу

Модуль 1. Структура и мотивация личности в транзактно-аналитическом подходе

Тема 1. Основные положения транзактного анализа. Истоки транзактно-аналитического подхода

Транзактный анализ как теория личности. Различия между психоаналитической и транзактно-аналитической теориями. Понятие эго-состояния. Краткие характеристики эго-состояний. Исследования У. Пенфилда как научное обоснование концепции личности в транзактном анализе. Транзакция как единица общения. Виды транзакций. Понятие личностного благополучия («ОК»). Краткие характеристики неблагополучных позиций. Понятие жизненного сценария личности. Формирование сценариев. Виды сценариев. Игра как средство подкрепления неблагополучного сценария. Цель терапии в транзактном анализе. Основные методы транзактного анализа.

Тема 2. Эго-состояние «Ребенок», его функции и разновидности

Понятие «эго-состояние». Генез и структура личности в транзактном анализе. Эго-состояние «Ребенок» и его виды: «Свободный», «Адаптированный», «Бунтующий». Благополучное эго-состояние «Ребенок» и его факторы.

Тема 3. Эго-состояние «Родитель», его функции и разновидности. Взаимодействие «Ребенка» и «Родителя»

Эго-состояние «Родитель» и его виды: «Заботливый», «Критикующий». Структуры второго порядка «Ребенка»: Ребенок в Ребенке, Маленький Профессор, Людоед. Самооценка как результат взаимодействия «Ребенка» и «Родителя».

Тема 4. Эго-состояние «Взрослый», его функции и факторы формирования. Исключение и контаминация как нарушения структуры и функций личности.

Признаки эго-состояния «Взрослый». Функции эго-состояния «Взрослый»: оценка данных и вероятностная оценка. Условия формирования Взрослого. Контаминация Взрослого и ее виды. Понятие исключения эго-состояния. Виды и признаки исключения.

Тема 5. Cенсорный голод, структурный голод, голод признания. Структурирование времени по Эрику Берну

Мотивация человеческого поведения: сенсорный голод, структурный голод, голод признания. Способы структурирования времени. Диаграмма структурирования времени как метод диагностики. Понятие игры.

Тема 6. Теория поглаживаний Клода Штайнера.

Понятие поглаживания как единицы внимания. Значение внимания в развитии личности и синдром госпитализма. Виды поглаживаний. Профиль поглаживаний как диагностический инструмент. Поглаживания и культура. Теория экономии поглаживаний. Игры и поглаживания.

Тема 7. Игры как способ структурирования времени

Преимущества игр. Схемы игр. Межличностные и внутриличностные игры. Силовые игры. Семейные игры. Выход из игры.



Модуль 2. Формирование и коррекция жизненного сценария личности

Тема 1. Понятие жизненного сценария. Возникновение сценария. Структура сценария. Антисценарий.

Понятие жизненного сценария. Назначение сценария. Понятие расплаты. Этапы формирования сценария. Сценарная матрица. Виды сценариев: сценарий победителя, сценарий непобедителя, сценарий неудачника I, II, III степени. Значение и признаки антисценария.

Тема 2. Типы жизненных сценариев. Методы диагностики сценария

Типичные мужские и женские сценарии. Сценарии и жизненные позиции. Опросник Берна. Шесть типов сценариев (сценарных процессов). Ломка паттернов сценарного процесса.

Тема 3. Приказания, запреты и разрешения. «Марсианское» мышление.

Формирование сценарной матрицы. Приказания, запреты и разрешения как материал формирования сценария. Логика «марсианского» мышления. «Родительские проклятия» и их влияние на жизнь личности. «Людоед» как структура второго порядка в «Ребенке» личности. Методы выхода из сценария.

Тема 4. Игры, драйверы и сценарии

Игры как инструмент реализации сценария. Минискрипт и драйверы. «Надписи на футболке». Метод анализа игр Д. Джеймса — Л. Коллинза. Психологические купоны и расплата. Рэкетные чувства. Система рэкета. Концепция пассивности и виды пассивного поведения. Выход из системы рэкета.

Тема 5. Цели психотерапии в транзактном подходе. Контракт с клиентом.

Достижение осознания, спонтанности и интимности как цель психотерапии. Принятие нового решения как цель психотерапии. Выход из состояния пассивности как цель психотерапии. Четыре условия К. Штайнера при заключении контракта с клиентом. Профилактика попадания в драматический треугольник.

Обучение проводится в форме лекций (28 академических часов), семинаров (6 академических часов) и практических занятий (38 академических часов).