Подробное описание обучения по курсу (программе обучения)
II-я ступень обучения
В процессе обучения рисунку и живописи развиваются навыки, полученные ранее, осваиваются новые области – например, создание копий картин известных художников, выезды на пленер, рисунок гипсовой античной статуи, живописный портрет с натуры, фигура в интерьере и т.д.
Акцент делается на практических занятиях – ученики получают больше самостоятельности, могут вносить элементы индивидуальности в свои творения. Поэтому уроки рисунка хоть и проходят под контролем, однако он не настолько строгий, как ранее – преподаватель исправляет технические неточности, однако не мешает проявлениям авторского «я».
Описание системы обучения по курсу
Учебный план курса "Академический рисунок и живопись" II ступень
10 месяцев, 40 занятий, 240 академических часов
1-2-3. Рисунок. Натюрморт с гипсовой античной головой и драпировками. Повторение программы I ступени, закрепление пройденного материала. Передача фактуры гипса и тканей, характера и формы гипсовой головы. Карандаш.
4. Живопись. Пленер. Осенний парковый пейзаж. Знакомство с правилами и приемами работы на пленере. Применение законов линейной и световоздушной перспективы в работе над пейзажем. Акварель.
5-6. Живопись. Осенний натюрморт. Поиск композиционного решения постановки, выбор наилучшего варианта. Построение предметов на формате (карандаш). Дальнейшая работа цветом. Передача насыщенности и сложности цветов. Тёплый колорит. Акварель.
7-8-9. Живопись. Портрет натурщика. Применение в работе всех полученных знаний о строении и пропорциях головы человека. Построение, передача сходства, освещения, колорита. Темпера.
10-11. Рисунок. Изучение скелета человека – его конструктивной и динамической основы. Основные кости (и группы костей), составляющие скелет в целом. Точный порядок построения схемы человеческой фигуры и отношений между её частями. Передача пространства с помощью линий разной толщины; лёгкое наполнение штрихом. Карандаш.
12. Рисунок. Рисование руки человека с натуры (гипс) и верхней конечности скелета человека. Изучение пропорций и строения, тоновое решение карандашом.
13-14. Рисунок. Зарисовки гипсовой кисти и стопы. Передача формы и расположения в пространстве, лёгкая проработка тоном. Карандаш.
15-16. Живопись. Копия с работы известного художника (портрет с руками). Передача сходства модели, имитация технических приёмов мастера, цветовой гаммы и освещения в картине. Темпера.
17-18-19. Живопись. Живописный портрет натурщика с руками (в положении сидя). Отработка навыков, полученных при копировании. Сходство с моделью, цветовое решение, передача искусственного освещения. Темпера.
20-21. Рисунок. Экорше Гудона (Лучник). Построение карандашом и лёгкое тоновое решение. Изучение положения костей и мышц человека в ракурсе. Контрастное освещение. Карандаш.
22-23. Живопись. Сложный натюрморт в холодном колорите. Задача учащихся – передать холодную гамму драпировок и предметов, а также пространственность и воздушность постановки. Акварель.
24-25. Рисунок. Гипсовый торс (Венера/Лаокоон). Закрепление знаний о мышечной системе человека. Карандаш.
26-27. Рисунок. Копия с академического рисунка мужской обнаженной фигуры. Карандаш.
28-29-30-31. Рисунок. Античная гипсовая статуя. Подробное построение и тоновое решение фигуры. Грамотное расположение в листе. Передача объёма и пространства. Закрепление всех полученных знаний о пропорциях и строении тела человека. Карандаш.
32-33. Живопись. Натюрморт в интерьере. Отработка техники рисования пастельными мелками и карандашами. Тёплый колорит. Передача фактуры, материалов, освещения. Пастель.
34-35. Живопись. Копия с репродукции известного художника. Фигура в полный рост – парадный портрет в интерьере. Передача пропорций и характерности позы. Темпера.
36. Живопись. Пленер весенний. Передача состояния природы в цветовой гамме, свето-воздушной перспективы, настроения. Акварель.
37-38-39. Живопись. Одетая фигура в интерьере (с натуры, в положении стоя). Построение фигуры и живописное решение в технике темпера. Передача сходства с моделью и материала костюма, сохраняя пропорции тела.
40. Просмотр и обсуждение работ.
Примечания:
·по каждому заданию, обозначенному в плане курса, делаются наброски и упражнения на освоение техники рисунка и развитие творческого мышления;
·на занятиях по рисунку происходит освоение других графических материалов помимо карандаша (уголь, тушь, кисть, сепия, сангина, соус, мел).
·по каждой теме предполагаются домашние задания.
По согласованию с группой в течение года учебный план может корректироваться.