Выбери свой курс обучения

Государственное училище циркового и эстрадного искусства ГУЦЭИ

Форма собственности: Государственное

Телефоны: +7 (495) 612 7103, +7 (495)612 62 49

Сайт учебного заведения:

Адрес: г. Москва, 5-я ул. Ямского поля, д. 24

Дата основания: 01.09.1927


Описание учебного заведения

Для многих и многих мастеров цирка училище было и остается навсегда родным домом, началом всех начал - порой юности, надежд и мечтаний. И для тех, кто учился в те давние времена, когда на этом месте стояли бывшие расторгуевские конюшни, переоборудованные и перестроенные для учебных занятий, и для тех, кто учился и учится в современном, реконструированном в 1961 году здании.

Искусство цирка всегда определялось мастерством его виднейших представителей, чьи выступления пользовались признанием самого широкого зрителя. Искусство цирка всегда определялось мастерством его виднейших представителей, чьи выступления пользовались признанием самого широкого зрителя. Профессия, по традиции, передавалась в семье или от мастера к ученику. В 20-е годы прошлого столетия на заседаниях Управления цирками все чаще обсуждался вопрос о создании цирковой школы. Пылкими сторонниками защиты идеи школьного образования были такие мастера арены, как В.Л. Дуров, Д.С. Альперов, Д. Костанди и др. Еще они говорили о том, что молодое поколение артистов цирка, наряду с профессий должны изучать дисциплины, которые способствовали бы всестороннему развитию личности. Таким образом, осенью 1927 года Народный комиссариат просвещения принял решение открыть Курсы циркового искусства (КЦИ) с трехлетним сроком обучения.

Так впервые возникла Старое здание КЦИ конюшни на 5 -ой улице Ямского полясистема воспитания молодого циркового артиста, возможность приобщения цирковой смены к знаниям, к высотам культуры.

Не сразу и не вдруг, а в долгих, подчас трудных поисках создавалось первое в мире профессиональное цирковое учебное заведение, по окончании которого выдавались дипломы государственного образца. Новизна и отсутствие школьной системы воспитания цирковой смены требовала смелости в решении многих вопросов.

Прежде всего, методики профессионального обучения - разработка учебных планов и учебных программ. Словом, нужно было четко выработать: чему и как учить. Сложившийся опыт театральных, балетных и спортивных школ мог служить лишь своеобразным трамплином для творческих размышлений преподавателей училища. Только профессиональный личный опыт, вера в успех начатого дела объединяли усилия артистов разных поколений, людей увлеченных и любящих цирковое искусство, которые и стали первыми преподавателями.

Воспитанники тех лет на всю жизнь запомнили своих преподавателей - тех, кто щедро делился с ними своими знаниями и мастерством. Педагоги Техникума Циркового искусства в 1930-1933 г.: Линднер Оскар Густавович (директор, ранее был исполнителем атлетического номера), Михаил Ольтенс (работа на турниках), Иван Васильевич Кашкаров (конный жанр), Лихачев - акробатика.

Павел Александрович Брыкин (клоунада, акробатика), Сергей Петрович Сергеев (гл. педагог по акробатике), Наполеон Фабри /Пюбасет Август Француазович/ (выпускал номера жокеев), Татьяна Адерфис-Балаш (жонглирование), Анна Александровна Аберт (конный жанр, жонглирование), Алексей Николаевич Петров (воздушные, полет), Василий Тихонравов (мастерство актера), Мария Степановна (хореография), Александр Николаевич Ширай ( зав. учебно-производственной частью, постановщик акробатических номеров), Гипп (музыкальная грамота, прослушивание муз. классических произведений), Борис Михайлович Тенин (мастерство актера, клоунада), Кара-Дмитриев Дмитрий Лазаревич (мастерство актера, муз. эксцентрика), Георгий Фридрихович Пешков /Лотц/ (эквилибр на проволоке, танцы на проволоке), Марк Саломонович Местечкин (мастерство актера, клоунада) и многие другие.

И.Фридман И.Фридманвспоминает такой эпизод: "В 30-е годы у нас преподавал замечательный артист, режиссер и конструктор А.Н. Ширай. Наш педагог был наделен редкой красотой. Гармоничны были пропорции его фигуры, удивительна лепка и рельефность мышц; его облик идеально соответствовал античным образцам. В конце тридцатых, пленившись этим классическим совершенством, скульптор Манизер изваял статую атлета, для которой позировал Ширай. Много лет эта фигура украшала фасад станции метро "Площадь Свердлова". Мы, ученики мастера, проходя мимо этой скульптуры, всякий раз полушутя, полусерьезно говорили: "Здрасьте, Александр Николаевич!". Вряд ли в те годы студенты училища догадывались, как нелегко было преподавателям вырабатывать методику профессионального обучения. Новизна школьной системы циркового воспитания требовала дальновидности и смелости в решении многих вопросов. Надо было четко определить, чему и как учить цирковую смену. Летели годы, менялось и название училища.

В 1930 году Курсы циркового искусства были реорганизованы в Техникум циркового искусства (ТЦИ) с оборудованной ареной, ставшей не только учебной площадкой, но и "Районным цирком", где студенты проходили творческую практику в качестве артистов, униформистов и контролеров.

Внутренний вид КЦИ

Студентов обучали акробатике, эквилибристике, гимнастике, наездничеству, здесь же готовились цирковые номера, был открыт класс клоунады. С тех пор выпускные представления стали традицией училища.

В праздничные дни студенты показывали свои программы и цирковые номера на различных концертных площадках, а в летнее время они выезжали на гастроли Цирковые представления молодых артистов производили яркое впечатление, особенно на юных зрителей.

Первая группа студентов КЦИ на практике 1928 г

Молодая артистическая смена была способна входить исполнителями в действующие номера или создавать свои - новые. Техникум, наравне с цирками, уже являлся составной частью Циркового треста (ныне Государственная компания "Росцирк").

В 1934 году Техникум приобрел статус Всесоюзной школы циркового искусства, а еще через три года - Государственного училища циркового искусства (ГУЦИ). Студенты наряду с цирковыми жанрами изучали историю театра, цирка, изобразительного искусства, музыки, мастерство актера и другие дисциплины. Названия училище меняло, а задачи оставались.

На практике проверялись учебные программы по специальным дисциплинам. В конце 50-х годов прошлого столетия была проведена реконструкция здания учебного корпуса и начато строительство студенческого общежития. В 1960-90 годы в училище функционировало детское отделение с 7-ми летним сроком обучения.

Группа выпусников и студентов ТЦИ первый курс

ОТДЕЛЕНИЕ ЭСТРАДЫ

В 1961 ГУЦЭИ сегоднягоду было открыто специальное отделение эстрады для подготовки речевых и оригинальных жанров и Училище приобрело современное название - Государственное училище циркового и эстрадного искусства.

Первый выпуск артистов эстрады состоялся в 1965 году. В эти и последующие годы постановкой эстрадных номеров занимались режиссеры: С.А. Каштелян, Ю.П. Белов, Н.И. Слонова, Б.А. Бреев, А.С. Крюков, В.С. Якут, И.Г. Рутберг, В.И. Точилин, Т.Т. Гаврилова, А.А. Анютенков, В.И. Кирсанов, В.Б. Зернов и многие другие.

Будущий артист эстрады получает в училище разностороннюю подготовку. В программу обучения входят и цирковые дисциплины. Задача преподавателей дать студенту почувствовать на практике соотношение маски и образа, образа и трюка, подсказать решение номера, который будет для него органичным и в то же время оригинальным.

"Синтетическое мастерство плюс уникальность" - так формулировал заслуженный деятель искусств РФ Сергей Андреевич Каштелян задачу воспитания артиста эстрады. Среди выпускников училища артисты речевого жанра:

Г. Хазанов в ГУЦЭИ Е.Шифрин в ГУЦЭИ
А.Песков

Г. Хазанов, Е. Шифрин, А. Писаренков, певцы: Е. Камбурова, Ж. Бичевская, исполнительница музыкальных сценок М. Полбенцева, пантомимисты и жонглеры Б. Амарантов, А. Беренштейн, С. Шаргородский, фокусник В. Михайлов, акробаты С. Власова и О. Школьников, пантомимисты Ю. Медведев и А. А. Чернова, танцор А. Насыров, эксцентрики Е. и В. Троян, пародист А. Песков и др.

Сегодня направленность учебного процесса на всестороннее развитие личности кажется совершенно естественной. Но не стоит забывать, что разработка учебных планов и программ потребовала от преподавателей и недюжинного профессионального опыта, и глубокой личной культуры, и невероятной работоспособности.

Сейчас воспитанники училища получают полноценное среднее профессиональное образование, изучают историю цирка и сатирической литературы, историю театрального, музыкального и изобразительного искусств. В специальном цикле, кроме занятий избранным жанром, особое внимание отведено хореографии, мастерству актера, пантомиме.

Выпускники училища - его гордость. За годы существования училища из стен его выпущено более пяти тысяч дипломированных специалистов во всех жанрах циркового и ряда жанров эстрадного искусства.

Л.ЕнгибаровМ. Румянцев Карандаш
Олег Попов

Среди них известные клоуны: М.Румянцев (Карандаш), О. Попов, Л. Енгибаров, А. Николаев, Г. Маковский и Г. Ротман, Е. Майхровский, В. Кремена, А. Марчевский, Ю. Куклачев и молодые О. Белогорлов и С. Калганов, А. Саттаров и Н. Коновалов и многие другие.

Руководители и участники отдельных номеров

Акробаты: С. Кожевников, И. Федосов, Ю. Быковский, Ю. Канагин, А. Бондарев, В.Черниевский, В. Шемшур;

Гимнасты: Е. Бубнова, А. Хазова, В. Голиков и Э. Анзорге, В. Суркова, Г. Адаскина, Л. Канагина, В. Лобзов, О. Лозовик;

Жонглеры: З. Махлин, Н. Бауман, И. Хромов, В. Грачев, Е. Биляуэр, С. Игнатов;

Эквилибристы: В. Волжанский, Н. Логачева, Р. Хусаинова, В. Стихановский и Т. Маркова, С. Курзямова;

Эквилибристы с першами: В. Французов, Л. Костюк, Р. Манукян и многие, многие другие.

В 60-80-х Бауман Н.Э., Гуревич З.Б., Земцев Ф.П., Федосова Г.И., Савина В.М.годах в ГУЦЭИ преподают выдающиеся педагоги-режиссеры, новаторы циркового искусства, изобретатели цирковой аппаратуры, обогатившие новыми творческими идеями не только отечественный цирк, но и мировое цирковое сообщество. Многие из них были выпускниками училища: Ю.Г. Мандыч, Н.Л. Степанов, С.Д. Морозов, Н.Э. Бауман, Ф.П. Земцев, Н. А. и В.Н. Кисс.

Огромный вклад в развитие циркового искусства внесли известные режиссеры и балетмейстеры цирка: В.В. Глазырин, Б.А. Бреев, З. Б. Гуревич, Л.М. Петлицкий, И.И. Федосов, А.И. Будницкий, Ф.Я. Хвощевский, В.Ф. Грачев, В.Ф.Самохвалов, Г.А. Сеничкин, Н.Д. Зверев, И.Я. Новодворская, Е.В. Банке, Л.А. Швачкин, Л.М. Лемперт, Ю. П. Белов и др.

Думать, трудиться, искать новое, любить творчество, любить цирк и быт ему преданным, дружить и уметь жить в коллективе - вот чему стремились учить своих воспитанников преподаватели училища, дать им не только профессиональное владение жанрами, но и воспитать мастеров культуры. И вполне закономерно, что, участвуя в различных международных конкурсах-фестивалях циркового искусства, многие выпускники училища становились и становятся лауреатами.

Российские лауреаты конкурса "Цирк завтрашнего дня" (с 84г.) Клоуны - С. Соломатин и В. Столяров, жонглер - В. Царьков, клоуны - Ю. Соколов и В. Александров, антиподистка - Т. Пузанова, гимнастка - Е. Панова, гимнаст - Н. Челноков, гимнастка - Т. Хуршудова, акробаты - А. Твеленев и Н. Емелюков, клоун - Э. Акопян, гимнастка - М. Головинская, клоуны Э. Алексеенко и А. Жигалов, гимнастка - Е. Фомина, жонглер - А. Арсланов, клоуны - "Группа А".

Монте Карло - Всемирный конкурс циркового искусства (с 1976г.) - (приз "Золотой клоун") акробаты-вольтижеры - п/р В. Шемшур, эквилибристы п/р Л. Костюка, клоун О. Попов, жонглер С. Игнатов, клоун Ю. Куклачев, эквилибрист - О. Изосимов. Пройденные десятилетия, высокое мастерство выпускников училища, признание у нас в стране и за рубежом показали, что путь по которому шел коллектив училища от истоков до современности, был определен, верно. На наш опыт обратили внимание и другие страны.

Сегодня Монгольская группа в ГУЦЭИпрактически все дипломированные специалисты циркового и эстрадного искусства России, республик бывшего Советского Союза и многие артисты зарубежных стран: Египта, Болгарии, Кубы, Монголии, Лаоса, Чехии и Словакии, Польши, Югославии, Вьетнама, Венгрии, Бирмы, Йемена, Никарагуа, Камбоджи - выпускники училища.

ГУЦЭИ сотрудничает с цирковыми школами всего мира. Каждый год сюда приезжают на стажировку в различных жанрах артисты из Дании, Швеции, Швейцарии, Италии, Германии, Голландии, Японии, Австралии, Японии, Франции, Австрии и других стран.

Педагоги училища помогали создавать цирковые школы в Монголии, Венгрии, Болгарии, Германии, Вьетнаме, Лаосе; на Кубе цирковая школа носит имя ее создателя Ю. Мандыча.

Значительную роль в формировании деятельности и культуры, будущих артистов играла и играет высокая квалификация сложившегося за много лет преподавательского состава. Невозможно перечислить всех преподавателей, отдавших свои силы, знания и опыт будущим артистам. Среди первых педагогов известные артисты, режиссеры, искусствоведы и балетмейстеры цирка, эстрады, театра: Д.С. Альперов, В.А. Жанто, Д.Л. Дмитриев, С.Д. Морозов, М.С. Местечкин, Н.Г. Оберова, С.И. Сосина, Н.Д. Степанов, Б.Н. Тенин, Н. Фабри, В.А. Феррони, К.И. Филатова, Н.И. Фореггер, А.Н. Ширай, Ю.А. Дмитриев, Н.А. Кисс, Н.Э. Бауман, И.Я. Новодворская, З.Б. Гуревич, Ф.П. Земцев, И.И. Федосов, В.Ф. Грачев, Е.С. Банке, Л. Швачкин.

Выпускники училища разных лет добавят к этому списку и другие дорогие имена преподавателей, сделавших их мастерами. Таким образом, ежегодные выпуски ГУЦЭИ становятся праздником с мировым значением.

Вот что пишет в своем благодарственном письме К. Иванов - постоянный представитель Республики Саха (Якутия): "Уважаемая Валентина Михайловна! Постоянное представительство Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации в Вашем лице поздравляет весь преподавательский коллектив училища с очередным выпуском молодых профессионалов циркового искусства в большую творческую жизнь! Этот праздник выходит далеко за рамки Вашего учебного заведения, это праздник для зрителей многих регионов России и, в частности, якутян. Сегодня мы с большой душевной радостью встречаем первый выпуск дипломированных артистов цирка из Республики Саха (Якутия). Для молодого якутского цирка это первое значительное пополнение, которое, мы уверены, даст мощный импульс развитию циркового искусства республики".

Почему же иностранные артисты предпочитают учиться в России, хотя цирковые школы есть во многих других странах? Дело в том, что русское цирковое образование существенно отличается от западного. За границей нет обязательной учебной программы, а в России (ГУЦЭИ - единственное в стране профессиональное цирковое училище) давно уже существует, проверенная временем методика обучения, которая подразумевает наличие учебных планов и программ государственного образца. Такой подход к обучению будущих артистов цирка и эстрады считается классическим и самым удачным.

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Немало среди бывших выпускников ГУЦЭИ и таких, которые избрали научную деятельность. Их труды посвящены истории, теории и эстетике циркового искусства. Среди них бывший клоун-фокусник, а теперь доктор искусствоведенья С. М. Макаров, ранее акробат, а теперь кандидат искусствоведенья С. Н. Сергунин, в прошлом акробат, а сегодня кандидат философских наук В. В. Владимиров, когда-то гимнаст на турнике, а ныне кандидат искусствоведенья, преподаватель истории цирка и эстрады и заведующий методическим кабинетом ГУЦЭИ, Е. П. Чернов человек, оказавший неоценимую помощь в создании этого сайта.

Особой благодарности заслуживают преподаватели и Волошин А.М.сотрудники, посвятившие себя такому благородному делу, каким является обучение и воспитание подрастающего поколения: Алексеев В.Ф., Анютенков А.А., Ашвиц Н.А., Барменков Е.В., Белохвостов Б.Н., Волга Е.Н., Гаврилова Т.Т., Георгиева Ю.Г., Гращенко Е.В., Здоровов Л.Д., Каспаров А.Г., Казакова Л.С, Кисе Н.А., Кириллова Л.А., Кузнецова Л.Д., Кузнецова В.И., Левин Г.П., Логвинов В.В., Макеев А.И., Немтырева А.А., Николаева Л.С, Песова М.Б., Петров М.В., Ремнева, Рябова С.А., Рыбаков Л.Н., Соколова К.М., Сивачев М.А., Усачев Л.Г., Федосеев Ю.Ф., Цветкова О.В., Цыганков А.Н., Шахмаметова М.В., Широкова Н.В., Шпак В.Д., Щегулина Л.М. , Ярвелов.

Большой вклад в становление и развитие училища внес заслуженный деятель искусств РФ и МНР А.М.Волошин, возглавлявший училище на протяжении 28 лет. Главной задачей училища, - по мнению Александра Волошина, - как бы оно ни расширяло и ни углубляло свою деятельность, остается воспитание образованного, высокоидейного артиста, в совершенстве владеющего своим искусством.

Директорами училища в разные годы были: А. Луначарская (1927-29), О. Линдер (1929-40), Ю. Дмитриев (1941-42), В. Жанто (1943-47), Н. Барзилович (1947-50), А. Волошин (1950-78), С. Макаров (1978-86), А. Анютенков (1986-88), В. Владимиров (1989-1995). С 1995 В.М. Савина - Заслуженный работник РФ, Кандидат педагогических наук.

Макаров С.М. Анютенкоа А.А.
Владимиров В. Савина В.М.

Успех В ГУЦЭИ 2004 годобладает магнетическим свойством. Деятельность ГУЦЭИ постоянно освещается печатью и телевиденьем. На страницах газет районной "Ямское поле", окружной "Молодежная", правительственной "Тверская 13" общественной "Трибуна" и многих-многих других публикуются статьи, посвященные деятельности училища. Особенно хочется отметить большую работу телевидения, которое регулярно отражает жизнь училища: 5 канал "Культура", программы М. Никулина "Мой цирк", "Новости" ТВб, ОРТ "Ах, Семеновна", ТВЦ "Настроение" (или "Навигатор"), РТР "Вести", ежегодные телеверсии Национальной премии "Циркъ" и другие. О наших успехах часто вещает радио "Говорит Москва", "Эхо Москвы" и другие.

Отсутствуют услуги.
Для добавления отзыва зарегистрируйтесь

Курс обучения «Цирковое искусство»

| 22.10.2013 | Галинка

могу ли я к вам обучатся придти?!

Программы обучения, дисциплины

Искусство, мастерство, развитие личности

Шоу-бизнес (кино, театр, эстрада)

Направление Тип программы Название Формат обучения Цена (руб.) Опция Срок обучения
Цирковое дело Курс обучения Детская цирковая школа
Очное
2300/месяц
по желанию
Цирковое дело Курс обучения Цирковое искусство
Очное
бесплатно
3 года 10 мес